Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

ЛЕОНИД УТЕСОВ (21.03.1895-1982)






СОЛО ДЛЯ УТЕСОВА
 
Не имея музыкального образования, он создал первый российский джаз-оркестр, стал популярнейшим певцом, играл в театре, писал удивительные стихи и прозу... Его жизнь, полная парадоксов, описана в книге “Спасибо, сердце”, в которой Утесов в свойственной ему лирико-юмористической манере рассказывает о себе.






Как оказалось, настоящая фамилия Леонида Осиповича вовсе не Утесов, а Вайсбейн. Вот что он пишет.
- Когда меня пригласили сыграть в дачном спектакле водевиль “Разбитое зеркало”, возник вопрос, как я хочу называться?
Этот неожиданный вопрос не удивил меня - тогда очень часто люди, приходя на сцену или в литературу, брали красивые и романтичные имена. Однако он взбудоражил меня.
Действительно, как же я хочу называться?  Да уж как-нибудь красиво и возвышенно.
Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев, и Горин - чего только не было в Одессе! Но кроме гор и скал должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым? Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское - могильный холм... “Что же есть на земле еще выдающееся? - мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной. - Боже мой! Утесы, есть же еще утесы!”


Я стал вертеть это слово так и этак. Утесин? Не годится - в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное... - Утесов? - мелькнуло у меня в голове... Да, да! Утесов! Именно Утесов!
И сегодня я вижу, что не сделал ошибки, ей-богу, моя фамилия мне нравится. И знаете, не только мне.
Вот, например, Степану Степановичу Макаревичу - тоже. Никаких Степанов Макаревичей! - решил однажды он. Отныне родные и близкие и вообще все люди на земле должны называть его не иначе как Леонид Утесов, - и в 20-х годах он сделал об этом публикацию в газете. Валентин Алексеевич Серохвостов тоже решил стать Леонидом Утесовым. А Жевжеку Алексею Яковлевичу подходит только фамилия Утесов, а имя он оставляет свое. Тихону же Федосову кажется, что фамилия Утесов лучше звучит с именем Евгений. Стал бы уж заодно и Онегиным. Оно как-то привычнее. Все эти и множество других газетных вырезок я храню до сих пор как забавные курьезы.
Итак, я стал Утесовым. Торжественно свидетельствую, что этой фамилии никогда не было, что она придумана мною. И если когда-нибудь вам будут представляться Утесовым, то это либо Макаревич, либо Серохвостов, либо Жевжек, а может быть, уже и их потомки. Ко мне ведь тоже являлся племянник с внучкой - но только, к его огорчению, кроме фамилии, ничего не совпало...
Курьезы и шутки всегда присутствовали в его жизни, привлекая и восхищая окружающих. Вспомним некоторые из них.


***
Леонид Утесов много курил. Врачи велели прекратить. Но он все никак не мог бросить. Тогда друзья придумали такую штуку: аккуратно вскрыли одну из пачек “Казбека” и на каждой папиросе нарисовали череп с костями и написали: “Смерть”.
И вот вечером, когда собрались гости, Утесов попросил дать ему новую коробку папирос. Ему дали заготовленную пачку. Он, как обычно, открыл ее острым ногтем на мизинце. И вдруг увидел череп и слово “смерть”. Утесов тихо закрыл коробку и в тот вечер ни одной не выкурил.
Здорово пробрав организаторов этой проделки, он все же потом и вовсе бросил курить. А позже написал такое четверостишие:
Курить я бросил - вот каков!
А ведь курил и наслаждался.
И для меня из табаков
Один Табачников остался.


***
К Утесову часто приходили молодые музыканты с надеждой быть принятыми в его оркестр. Отбирал он очень строго и по каким-то совершенно необыкновенным, значимым лишь для него признакам. Однажды пришел скрипач, только что окончивший консерваторию. Леонид Осипович расспрашивал его о том, о сем, а потом вдруг задал такой вопрос:
- Вы храпите? Что вы хорошо играете, я не сомневаюсь, но не храпите ли вы?
- Какое это имеет значение?
- Огромное. Я не могу всем музыкантам предоставить отдельный номер, а в гостиницах всегда трудно с номерами. И если кто-то храпит, то значит два-три человека не выспятся. Представляете, какой у нас будет концерт на следующий день?
- Я храплю, - признался упавшим голосом скрипач.
- Тогда извините...
Другой молодой музыкант, выйдя на сцену, прежде, чем сесть на стул, постелил на него платок.
- Спасибо, - тут же сказал Утесов. - Все ясно.
- Что? Почему?
- Потому что, если, выйдя играть, вы думаете о стуле и костюме, а не о том, как сыграть, мне все ясно.


***
Однажды Утесов сел в переполненный трамвай. И вдруг душераздирающий крик юной одесситки. Что случилось? Девушка заливается горючими слезами. В трамвайной сутолоке у нее украли из сумочки кошелек.
- А сколько в нем было денег?
Выясняется, что 20 копеек.
Утесов галантно вынимает двугривенный и дает девушке:
- Только не плачьте!
Девушка успокаивается, но при выходе из трамвая догоняет Утесова и робко спрашивает:
- Может быть, вы отдадите и кошелек?


***
Леонид Утесов и его сестра Полина были  двойняшками. В их день рождения, когда  собирались родственники, Утесову задавали  вопрос: 
- Почему Полина седая, а ты нет? 
- А потому, что она старше меня на пятнадцать минут. Я же, как воспитанный мужчина, даже тогда пропускал женщину  вперед.

***
В тридцатые годы особенно интенсивно проводилась политика эмансипации, поскольку народному хозяйству нужны были рабочие руки. Женщины шли к станку, становились сталеварами, трактористами, молотобойцами… Однажды у Леонида Утесова спросили:
- Леонид Осипович, а почему у вас в оркестре не видно женщин? Отстаете от времени.
-  Я вовсе не против уравнивания прав мужчин и женщин, но если я возьму в оркестр красивых женщин, то это будет мешать музыкантам - отвлекать их. Если же там будут сидеть безобразные женщины, это будет мешать мне.

Далее

Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Моя лента в liveinternet.ru

Моя лента "Полезности"

Мой видеопоток 1

Мой видеопоток 2

Мой видеопоток 3

Технологии Blogger.

Подписка