Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

АЛЕН ПРОСТ (24.02.1955)


ПО ТРАССАМ ЖИЗНИ

Ален Прост - один из лучших гонщиков XX столетия. За тринадцать лет участия в “Формуле-1” он четыре раза
становился чемпионом мира, выиграв в общей сложности   51 гонку.
“Для победы недостаточно скорости”, - уверял Ален Прост, выработавший особую гоночную стратегию.
В 1988 году он стал напарником Айртона Сенны в команде “МакЛарен”. Почти десятилетие дуэль этих великих спортсменов, представлявших различную манеру пилотирования, придавала “Формуле-1” невиданное напряжение.





Формула выживания заставляла обезоруженное армянское население в спешном порядке покидать тысячелетние очаги. Преследуемые ятаганом, несколько семей единой командой ощупывали маршрут своего чудовищного марафона через всю Анатолию. Каждое плато и ущелье, каждое урочище таило в себе реальную опасность: один непродуманный шаг или необоснованный маневр мог стоить жизни всей команде. Посему никто не имел права выделять себя из общей группы - нарушение коллективной стратегии индивидуальными действиями было чревато потерей команды в целом. Обстоятельство, которое прекрасно понимал и мальчик из рода Карачянов; он не искал себе места вдали от группы.


Не искал себе места вдали от команды и великий пилот “Формулы-1” Ален Прост. Все его индивидуальные порывы ярости, о коих нелестно отзывалась французская пресса, были, по сути, ответом на личностные интриги, сплетаемые внутри моторизованных конюшен. Он не выносил фальши. На эту особенность спортсмена указывали многие выдающиеся гонщики. Двукратный чемпион мира в “Формуле-1” Ник Лауда неоднократно отмечал: “Я пришел к убеждению, что Прост очень сердечный, дружелюбный и прямой человек. В нем нет ничего неискреннего”. Видимо, именно по этой причине в тот злополучный день 1989 года он не находил себе места: “Я страшно оскорблен, и чтобы ни говорил на пресс-конференции, позже мне все равно пришлось сожалеть. Уж лучше вообще не появляться”. Оштрафованный за дерзкий поступок на пять тысяч долларов, он, тем не менее, остался при своем мнении. Уже на следующий день знаменитый пилот заявит боссу “МакЛарен” Рону Деннису: “Я чувствую себя настолько плохо и демотивирован в такой степени, что могу уйти из команды, не дожидаясь конца сезона”.
Впрочем, сезон не предвещал столь драматического финала, хотя определенные опасения в конюшне “МакЛарен” и имели место. В 1988 году Рон Деннис, разуверенный в моторе “Порше”, уводит из-под носа Фрэнка Уильямса лучший на тот момент двигатель “Хонда”. Сделка ознаменуется появлением в команде одного из протеже японцев Айртона Сенны. Прост отнесется к появлению новичка вполне спокойно. Более того, уже через некоторое время он охарактеризует Сенну “совершенным гонщиком” и “лучшим даже, чем Лауда”; великолепный Ник не обидится. И тем не менее, именно Айртону Сенне и суждено будет сыграть злую шутку с Королем - титул Ален Прост завоевал в 1985 году, когда в первый раз стал чемпионом мира. На восклицание одного из журналистов - “Это великий день для Франции!!!” - 30-летний пилот, не забывший былых нападок французских репортеров, ответит: “Я выиграл в английской машине с немецким мотором, американскими шинами и спонсорами. Так что победу я праздную для себя. А уже на следующей неделе подумаем о Франции”.


Долгими неделями чудовищного марафона беженцы думали о Франции: только бы успеть добраться к отплывающему в Марсель пароходу! Скорость корабля не самая высокая, но ведь он не обязан преодолевать глубокие, как раны, ущелья, где один необдуманный шаг может стоить жизни всей команде. Уже на палубе старик Григор скажет мальчику: “Это, конечно, не победа, но мы выжили, ибо были единой командой. Общий интерес превыше всего. Такова формула выживания”.
Формула выживания из команды выдающегося пилота предельно четко обозначилась к 1989 году: “Хонда” и японцы откровенно покровительствовали своему протеже, хотя сам Айртон далеко не в полной мере осознавал опасности собственного положения загнанной лошади. Гениальный и амбициозный Сенна преследовал единственную цель - догнать и обогнать Короля! В том числе и по количеству выигранных им заездов: в 1987 году Ален Прост одержал 28-ю. победу в гонках “Формулы-1, чем и побил многолетний рекорд Джеки Стюарта. Впрочем, позже Прост признается: “Виноват был не Айртон, виноваты “Хонда” и японцы”.
В 1989 году Король еще надеялся на нормализацию обстановки в “МакЛарен”: “Айртон, добившийся главной цели - титула чемпиона, должен, вероятно, остепениться и завязать с откровенно опасными маневрами; в конце концов, кто этим не грешил в молодости? Выигрыш чемпионата обязан оказать позитивное воздействие на Айртона, как это было со мной. Он должен воспринимать все проще и уметь наслаждаться гонками”.


Сам Сенна об этом даже и не помышлял: “гладиатор трасс”, он в большей степени доверял двигателю “Хонды” и японским спонсорам, нежели словам партнера по команде. Впрочем, они никогда и не были настоящими партнерами: Король всегда играл только на команду, Принц - исключительно на себя; к тому же он не ведал чувства fair play - честной игры. В 1999 году в Имоле они договорились не драться в первом повороте - кто войдет в него первым, тот из него первым и выйдет. На первом старте все так и произошло - Сенна шел первым, Прост его не атаковал. Однако второй старт нарушил все договоренности: Сенна атаковал вышедшего на первые позиции Короля и обогнал его. Уже после гонки Ален, финишировавший вторым, не явится на обязательную пресс-конференцию и будет оштрафован на пять тысяч долларов. “Этот чемпионат всегда будет иметь для меня горький вкус, несмотря даже на то, что именно в 1989 году я в третий раз стал чемпионом мира, - признается Король. - Одна из причин - разрыв с “МакЛарен”.


Марсельский порт встретит армянских беженцев вполне гостеприимно. Впрочем, именно в порту и разойдутся пути деда Григора и младшего Карачяна: он найдет работу недалеко от Сен-Шамони. Во Франции у него и родится дочь Мари-Роз. Говорят, что от матери ему достался знаменитый горбоносый профиль Короля. И уж конечно, дух старика Григора - общий интерес превыше всего, такова формула выживания (собственно, руководствуясь именно этой формулой, Прост и консультирует представителей армянского картинга).
“Я возвращусь только за четвертой короной мира, - объявит Ален Прост в 1992 году. - Это моя единственная мотивация”. Он примет предложение Фрэнка Уильямса и в следующем сезоне завоюет уже четвертый титул чемпиона мира в фантастической дуэли с Айртоном Сенной - абсолютно честной, как признавали оба. Впрочем, смерть Принца в Имоле заставит Короля окончательно уйти с трассы гладиаторов: “Я уже никогда не буду участвовать в гонках. Айртон был моим единственным соперником. Другого не будет”. Потом добавит: “Рисковать для людей, которые не ценят вас и вашу жизнь, становится утомительным”.

















Источник: Арис Казинян. 100 величайших армян ХХ века. Москва. 2006


Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Технологии Blogger.

Подписка