Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

ГАРЗУ (1.01.1907-2000)


АРТ С ШИПОВНИКОМ

Гарзу - известный французский художник, член Академии Изящных Искусств Франции, рыцарь “Легиона чести”.
“Творец, который стремится передать истину, никогда не должен быть центром внимания и переживать только собственную боль.
Он должен создавать собственную Вселенную, которая может стать также реальной для других”. Гарзу


В “карстовых” департаментах предгорной Франции вот уже на протяжении нескольких тысячелетий можно наблюдать поистине удивительную панораму: многочисленные выходы на поверхность настоящих подземных рек. Впрочем, не только за наблюдением выступающего на морщинистую кожу земного организма обильного пота приезжают туристы в этот чудесный край. Утопающий в зелени городок Маноск знаменит и другим проявлением внутренней энергии.


 В живописи Гарзу был иглотерапевтом: излечивал клубки разноцветных душ, не докатившихся до последнего оборота артериальной нити. Его полотна пахнут шиповником - произрастающим на каменных почвах кустарником, часто образующим сплошные заросли. Их очень много в горной Армении. Его полотна пахнут перспективной розой, однако вонзаются в память ретроспективными шипами: классическая иглотерапия!


Впрочем, он и был классиком французской живописи: в восемнадцатилетнем возрасте закончив обучение в Парижской архитектурной школе и ряде смежных заведений, он с трамплина своей философии совершил дерзкий прыжок прямо в водоворот противоречивых течений в искусстве. Середина двадцатых - это период яростной, бескомпромиссной борьбы между зарождающимся сюрреализмом Андре Бретона и вырождающимися предтечами - абсурдом Джорджо де Кирино и эпатирующим “творчеством дада” (компромисс найдет Сальвадор Дали: он сумеет перенять у дадаистов величие традиции скандалов и публичных выходок). Посему сама идея организации выставки в столь накаленной атмосфере уже являлась весьма рискованным шагом: во-первых, могли не так понять, а то и просто выпроводить, во-вторых, богемный анархизм не допускал и намека на “прогнившее” (следует понимать - классическое) искусство, выставка сюрреалистов в галерее “О сан парейль” - одна из многих, дающих четкое представление о форме проведения подобных акций: Бретон, якобы освещающий выставку, время от времени зажигал спички. Луи Арагон мяукал, Рибмон-Дессень непрерывно восклицал: “На голову капает дождь!”, а Супо и Тристан Тцара играли в догонялки. И, тем не менее, иглотерапевту удалось не утонуть в бурном водовороте столь глубокого искусства.


Причина его удачного выплыва на берег (кстати, так и не разгаданная удивленными зеваками) крылась, очевидно, в биографии художника. Возведенный сюрреалистами в ранг высокого искусства Абсурд - причем, абсурд отнюдь не искусствоведческий, а самый что ни есть политический! - собственноручно достучался до зрачков семилетнего мальчика в родном Алеппо: здесь он и ознакомится с традицией “публичных выходок” янычар и ощутит гнилость классического миропорядка - цивилизованного света, поглощенного варварской тьмой. Мальчик будет зажигать карманные спички, дабы обнаружить во мраке себе подобного, и мяукать, чтобы не быть “разоблаченным”. Именно здесь, на берегах багрового Евфрата, он и станет очевидцем совершенно чудовищной игры в догонялки: прежде чем приступить непосредственно к делу турецкие солдаты так потешались над армянками… И ему ли быть поглощенным в водовороте мелких парижских противоречий?
Выбравшийся на средиземноморский берег армянский эмигрант предложит Франции шиповник, от которого она не откажется. В середине двадцатых он организует несколько художественных акций, а уже в 1939 году откроет первую официальную выставку.
Именно в 32-летнем возрасте Гарник Зулумян и примет известный псевдоним Жан Гарзу. Своеобразие его творчества удивит мир не меньше, чем его выплыв: это уже шоковая терапия интеллектуального рынка! Художник иллюстрирует книги выдающихся писателей и поэтов (Альбер Камю, Эрнест Хемингуэй…), с неизменным успехом оформляет постановки в Комеди Франсез и других театрах, разрабатывает дизайн помещений круизного теплохода «Франция»... Более того, полотна Гарзу изображаются на почтовых марках Пятой Республики. Мог ли мечтать обо всем этом выплывший в 1924 году  на средиземноморское побережье эмигрант?


Впрочем, и об армянском шиповнике он никогда не забывал: покрытые шипами кустарниковые побеги, с перистыми листьями, кувшинообразным вогнутым цветоложем и плодом, именуемым цинародием, произрастали в его полотнах как из каменистой почвы колючих саван; в Марселе, он расписывает армянскую церковь Святых Месропа Маштоца и Саака Партева. Выдающийся художник в постоянных поисках - занимается гравюрой и росписью по фарфору. В качестве иллюстратора работает почти со всеми литераторами Франции. Его полотна выставлены более чем в ста музеях мира. И, тем не менее, в возрасте 80 лет Гарзу повернет обратно.
Утопающий в зелени Маноск знаменит и другим источником - шипоизвержением Гарзу на стенах местной часовни - апофеоз творчества выдающегося художника. Локализованная на поверхности в 600 кв. метров философия колючей жизни сирийского армянина, пережившего пронзающий сознание Геноцид. Откровение мастера так и называется “Апокалипсис”. Работу над ним он начал в 1984 году, сам процесс росписи длился ровно восемьдесят четыре месяца, последний же мазок был нанесен Гарзу в возрасте восьмидесяти четырех лет. Это даже не мистика - Откровение!

 

Сто больших полотен формируют единое произведение, отражающее извечную борьбу между Христом и антихристами, Добром и Злом; трехголовое чудовище с ятаганами представляется в виде совершенно конкретных исторических лиц - главных персонажей зловещего триумвирата младотурецкого правительства - Талаата, Энвера и Джамаля. Впрочем, живописец прекрасно осознает, что философия колючей биографии не может быть локализована в изолированных рамках национальной судьбы: рядом с чудовищем на такой же пирамиде черепов разместилась гидра в образах Гитлера, Сталина и Пол Пота; элементы концентрационных лагерей и ГУЛАГа, Варфоломеевской ночи, контуры атомных электростанций перекликаются с торжеством жизни в Зале  женщин.


 Кавалеру Национального ордена Франции “За заслуги”, члену Академии Изящных искусств Франции, рыцарю “Легиона чести”, лауреату премии Гран-при Иль де Франс и трижды - Холлмарка, классику французского изобразительного искусства Жану Гарзу шел уже девятый десяток лет, когда он решил расписаться в компетентности собственной философии. Мастеру удалось осуществить это с блеском и в срок - 12 августа 2000 года Бог принял автограф уединившегося в особняке Марсак-сюр-Лиль великого французского живописца.

Источник: Арис Казинян. 100 величайших армян ХХ века. Москва. 2006
                       

Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Технологии Blogger.

Подписка