Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

ФЕРНАН ЛЕЖЕ (4.02.1881-1955). ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ


Он по праву считается мастером декоративного искусства. Начиная с 1910 года Леже - активный участник “Салона независимых”. На пару с Пикассо Фернан очаровал Париж кубизмом. Позднее Леже вдохновлялся красотой машин. Город стал его неизменной темой. В ХХ веке мастер стал знаменит как скульптор. Но чем бы ни занимался француз, мозаикой, керамикой или живописью, он всегда следовал принципам конструктивизма.

 Лекция

Абстрактное искусство деформировало предмет до невозможности, до исчезновения всяких намеков на присущую ему форму. Леже объявил: “Я спас живопись предметом”. Известный французский художник одно время был безумно увлечен ролью “предмета” в жизни и его положением в пространстве. Однажды торговец живописью упрашивал Леже сделать кое-какие изменения в его картине “Чтицы”:
- Украсьте эту лысую женщину хоть несколькими прядями волос! Ну, будьте же благоразумны! Цена сразу поднимется!
- Нет! - гордо отвечал художник. - Только круглая голова, только шар решает композицию. А это дороже денег! Даже если в кармане пустота.

 Строители

Леже преклонялся перед современной цивилизацией. Люди на его картинах часто выглядели настоящими роботами.
Когда в Париж приехал русский режиссер Сергей Юткевич, он с интересом отправился смотреть его фильм “Встречный”. А после укоризненно сказал:
- Фильм о заводе, а вы так мало машин показали!


Фернан вернулся с фронта после первой мировой войны и встретился в кафе со своим старым знакомым, И.Эренбургом.
- Здесь не жизнь! - заявил он, презрительно озирая посетителей известного богемного кафе “Ротонда”. - На фронте мы вскрывали консервы штыком, испачканным кровью. Я там встретил настоящих людей. Кого я знал до войны? Пикассо, Модильяни, Аполлинера, тебя... А там! Когда я им сказал, что я живописец, они решили, что я маляр. Вот этим можно гордиться, это тебе не “Ротонда”!

 Музыканты

В старости Леже стал сомневаться в ценности своей живописи. Однажды он поспорил об этом с женой Надеждой. Та утверждала, что это не так.
- Дениз, идите сюда! - позвал он служанку арбитром. - Смотри, тебе нравятся эти картины?
Девушка с интересом оглядела несколько женских лиц, обозначенных редкими штрихами.
- Месье знал столько сестер-близнецов... - с удивлением произнесла она.
Леже кисло улыбнулся:
- Видишь, Надя, значит, пора идти к реализму!

Голова лошади на жёлтом фоне

У жены Леже в саду рос подсолнух - воспоминание о далекой родине, Белоруссии. Однажды он засох, и художник его срезал. Надежда лежала больная, а когда увидела, что стало с подсолнухом, разрыдалась.
- Ну, ну, - смутился Леже, поняв, что он натворил. - Подсолнух засох, понимаешь? А я тебе его нарисую.
Жена в ответ грустно шмыгнула носом:
- Тот был настоящий цветок.
- Надежда! - ободряюще произнес Фернан. - Мы же художники!


Надя Ходасевич-Леже - художница и вдова - Фернана в конце 60-х приезжала в Минск.  Погуляв по городу, знаменитая соотечественница увидела недавно построенный Дворец спорта и предложила руководству БССР украсить его фронтон мозаичным панно. Его в 1930 году французский коммунист Фернан Леже разработал для Олимпиады в Берлине. Но после того, как к власти в Германии пришли фашисты, он от этой идеи отказался. Позже правую часть панно Надя Леже положила в основу композиции, размещенной над входом в музей художника во французском городе Бьо. А вот левую - она и вознамерилась подарить Минску. Это был воистину царский подарок.
Но партийные функционеры думали иначе.
- Фернан Леже был, конечно, коммунистом, но каким-то неканоническим… И живопись у него далекая от соцреализма. Вы считаете, что нам нужно оформить Дворец спорта его работами? - взглянув на эскиз панно, спросил секретарь ЦК по культуре Пилотович у архитектора Дворца спорта Филимонова. 
- Я не только так считаю, но и настаиваю на этом. Пано Фернана Леже , как нельзя лучше, великолепным образом передает тот самый - изначальный - симбиоз искусства и спорта!
Продолжать дискуссию дальше  Пилотович не пожелал, и предложение Нади Леже осталось без внимания.
Чтобы понять, что потеряли минчане, отказавшись от щедрого дара, стоит напомнить: среди великолепных работ, выполненных Леже Фернаном, находится и панно для здания ООН в Нью-Йорке.

 Так мог бы выглядеть минский Дворец спорта

С тех пор прошло ровно полвека. За это время в Белоруссии было построено много других спортивных комплексов, но, увы, больше никто из мировых знаменитостей не предлагал свои услуги для их оформления.

Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Технологии Blogger.

Подписка