Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

ГЕОРГИЙ ВИЦИН (18.04.1918-2001). ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ


Георгий Вицин родился в Петрограде. Учился актерскому мастерству в театральном училище при театре имени Вахтангова и в Студии при МХАТе 2-м, в 1936 году начал выступать на сцене театра-студии под руководством Н.П.Хмелева, в 1937 году актер перешел в Московский театр имени Ермоловой, а с 1969 года работал в театре-студии киноактера.
О нем с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что такой блистательной сценической актер может навсегда покинуть театр ради кинематографа.



В молодые годы Георгий Вицин был сексуально неотразим. В артистической богеме тех лет ходили разговоры о том, как он, молодой еще актёр, увел жену у знаменитого Хмелева, чем поверг того в полное уныние. Правда, эти отношения продлились недолго. В 50-х годах Вицин познакомился с молодой театральной художницей и бутафором Тамарой, и они поженились.

***
В кино Вицин пришел поздно. Ему уже было за тридцать. Сам он объяснял это “нелюбопытством режиссеров”. “Нос у меня был длинный, фигура тощая да нескладная, вот и не замечали”.
Но вот парадокс, попал в кино за те же самые качества: длинный нос и тощую фигуру


Первым кинорежиссером Георгия Вицина стал великий Эйзенштейн. Правда, Сергей Михайлович вряд ли был в курсе, что в огромной массовке “Ивана Грозного” снимается в роли опричника будущая комедийная звезда советского кино.


Настоящая же кинокарьера началась с роли архисерьезной - Николай Васильевич Гоголь в фильме  “Белинский”. Режиссер фильма Григорий Козинцев, увидев фотографию Вицина, воскликнул: “Худоба! Нос как у Гоголя! Точно Гоголь. Подходит”. Вицин в образе классика был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение на “Гоголя - 2” - в картину Александрова “Композитор Глинка”.


Но судьба увела его от амплуа романтического героя и бросила в объятия комедии. В студийном коридоре его увидел ассистент из группы фильма “Запасной игрок”. На роль молоденького футболиста Васи Веснушкина Вицин подходил идеально. Каково же было удивление режиссера, когда выяснилось, что “молодому актеру” не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37!

***
Перед съемками “Запасного игрока” Вицин, тем не менее, целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы “согнать жиры”. А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

 ***
Кстати, “вневозрастной феномен” Вицина заслуживает отдельного упоминания. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме “Максим Перепелица” и 17-летнего героя пьесы Розова “В добрый час!”. Конечно, природа постаралась, но и сам актер приложил максимум усилий, чтобы не растерять ее подарков.


В комедии “Она вас любит” по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах, но режиссер решил снимать Вицина без дублера. Вместе со сценаристом он сфабриковал письмо от некой “поклонницы Клавы”, в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце, когда понял, что над ним пошутили, сказал радостному режиссеру: “А вот имя девушке могли бы придумать поинтереснее”.

***
К своему здоровью Вицин относился ответственно и трепетно. Не курил. Лет в восемь затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. Как-то в Новый год решил выпить и понял - если наутро не хочется удавиться, лучше не пить!
Но самое главное - ЙОГА. В те времена, когда у нас никто толком и не знал, что это такое, Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после команды “Мотор!” Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: “Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса”. Затем, не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе. К такой его зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например,


Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: “Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!”


“Пес Барбос” был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха “Совершенно серьезно”, на который студия “Мосфильм” особых надежд не возлагала. Но немая эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Трюки и музыка, бешеный ритм, филигранный монтаж, и, главное, новые герои, которые мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов.
Когда Гайдай придумал для их героев три характера-маски и стал искать актеров, то на Труса он сразу выбрал Вицина, а Трус нашел Балбеса, увидев как-то в цирке замечательного клоуна Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор “Мосфильма” Иван Пырьев.
Сделанные вдогонку “Самогонщики” усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. Тем временем тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова “Дайте жалобную книгу”, где запомнилась лихой дракой в ресторане.


Феноменальный успех “несвятой троицы” оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность быстро наладила выпуск продукции с “тройной” символикой: майки, маски, игрушки, календари. Один такой календарь попался на глаза художникам “Союзмультфильма”, и Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников в мультфильме “Бременские музыканты”.


Зрители воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя - ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин - артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, кы Гайдая стали началом кинокарьеры) и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.
“Кавказская пленница” стал фаворитом отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей. К сожалению, апофеоз тройки стал ее концом.


Однажды кто-то из журналистов попросил Вицина припомнить самый забавный из его розыгрышей. И вот что он рассказал: “Мы снимали фильм “А вы любили когда-нибудь?”. Там у меня было две роли, одна из которых - роль молодящейся игривой дамы. И вот загримировали меня в очередной раз под эту даму, и я иду по коридорам из гримерки на съемочную площадку. Навстречу - приятель. Я ему начинаю подмигивать и шаловливо так рукой - за ушко. Он возмутился страшно: “Негоже это! Такая солидная дама, а такие вольности допускаете с незнакомцами!” Чуть позже ему поведали, кто был этой дамой! Он хохотал до слез...”


Величайший комедийный актер, непревзойденный мастер эксцентрики и гротеска, Георгий Вицин снялся в лучших отечественных кинокомедиях, в большинстве из которых сыграл главные роли. Создал первый в советском кино постоянный образ-маску - Труса - в ряде фильмов Леонида Гайдая.
По мнению его партнеров Моргунова и Никулина, Вицин был дьявольски талантлив, и “мы оба вместе взятые не стоим его ногтя”.
В 1990 году Георгию Вицину было присуждено звание “Народный артист СССР”.


Актера не стало в 2001 году. Он похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.  В городе Зеленогорске, где родился актер, установлен памятник, запечатлевший Георгия Вицина в образе Бальзаминова.


Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Технологии Blogger.

Подписка