Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

КАРАНДАШ. ГЛАВНЫЙ КЛОУН СССР



10 декабря 1901 года родился выдающийся советский клоун Михаил Румянцев, более известный под псевдонимом “Карандаш”. Он работал на арене 55 лет и создал множество реприз, ставших классикой циркового жанра. В них были юмор и сатира, оригинальная манера исполнения и нестандартные сюжеты. Один из родоначальников жанра клоунады 
в России - в фотогалерее “Коктейля”.


Михаил Румянцев родился в Санкт-Петербурге 10 декабря 1901 года. Учеба будущему цирковому артисту давалось тяжело. Окончив художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств, он переехал в город Старица Тверской области, где устроился работать художннком-плакатистом в местном театре. Через три года Румянцев уже оказался в Москве, рисуя афиши для кинотеатра “Экран жизни”.

Вскоре Михаил Румянцев принял решение стать артистом, поступив в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков. Так вспоминал о годах его учебы цирковой режиссер Марк Местечкин: “Присматриваясь к нему, я видел, насколько настойчиво он работал над собой. Где-нибудь в закутке, в сторонке, он часами репетировал, как говорится, “для себя”, - и тут исчезала его робость, его скованность. Несколько раз мне удавалось подсмотреть его незатейливые репетиции, в них можно было уловить несомненные проблески комедийного дарования. Но стоило лишь Румянцеву заметить, что за ним наблюдают, как сразу же все самостоятельно им достигнутое пропадало, и снова появлялся робкий, скованный, зажатый человек”.


Дебют Михаила Румянцева на арене цирка состоялся в 1928 году: он начинал со стандартным набором гэгов в образе Чарли Чаплина, под которого тогда работали практически все клоуны Советского Союза. Тем нем менее, Румянцев первым отказался от этого образа, хотя чаплинские усики остались навсегда.


В 1934 году Михаил Румянцев устроился работать в Ленинградский цирк. Именно там он создал образ, который вошел в историю советского цирка. Псевдоним артиста -  Каран д'Аш  - возник из имени французского карикатуриста середины 30-х, скоро появилось и имя Клякса для черного скотч-терьера - всех последующих собак Карандаш также называл Кляксами.



Внучка артиста, поэт и драматург Овена Румянцева рассказывала: “Михаил Николаевич обожал своих скотч-терьеров Клякс. Я бы не сказала даже, что он их дрессировал. Собаки выходили на манеж и с удовольствием включались в игру. Самую знаменитую Кляксу звали Чопой. Дед водил ее по собачьим выставкам, и на каждой она получала по медали. И вовсе не потому, что ее хозяин - сам Карандаш. Чопа была необыкновенно обаятельным скотч-терьером с голубыми глазам”.



Номера Карандаша были идеологически выверенными сатирическими выступлениями - скорее эстрадными, чем цирковыми. Впрочем, талант главного клоуна СССР в том и состоял, что серьезную социальную критику он делал смешной и она идеально вписывалась в ритм циркового представления - целиком занимала перерывы между номерами. Репризы Карандаша “Случай в парке”, “Рама”, “Речь министра пропаганды Геббельса” стали классикой циркового жанра.



7. Получив неофициальный статус главного клоуна, в 1946 году Карандаш организовал при Московском цирке на Цветном бульваре студию клоунады, там началась артистическая карьера главного комедийного киноактера страны Юрия Никулина, которого не приняли в театральные вузы.



В отличие от многих, Карандаш умел выходить на манеж без заранее подготовленных сценок. Артист выступал до 82 лет. Юбилеи Карандаша каждые пять лет праздновались с помпой - и всегда на арене Ленинградского цирка на Фонтанке. 

На фото Михаил Румянцев с роликобежцами Людмилой Алепшчевой и Василием Никоновым во время репетиции программы “Юбилейный Карандаш”



“Его жена была настоящая боевая подруга, которая следовала за Карандашом на всех гастролях и всегда его поддерживала. Нет, Румянцев не был бабником, и его супруга вряд ли опасалась измен. Тут дело было в другом - Карандаш очень любил выпить, и супруга всегда давала строгие указания работникам цирков, чтобы они ни под каким видом не давали ему спиртное. Выйти на улицу и пойти в ларек, чтобы “взять”, клоун не мог, он был очень узнаваем. Поэтому ему приходилось идти на хитрость. На гастролях он всегда просил себе такие гримерки, где была щель между дверью и полом. В эту щель Карандаш просовывал десятку и просил знакомых работников цирка сбегать в буфет. Затем клоун выставлял собачью миску своих питомцев, куда заботливые коллеги наливали его любимый коньяк, чтобы жена ничего не заметала”, - вспоминал о жизни Карандаша его коллега Борис Заец.



Помимо цирковой деятельности Михаил Румянцев отметился и в кинематографе. В числе его работ роли в следующих фильмах и киноконцертах: “Высокая награда”, “Девушка с характером”, “Старый двор”, “Концерт фронту”, “Киноконцерт к 25-летию Красной Армии”, “Иван Никулин - русский матрос”, “Карандаш на льду”, “Самоуверенный Карандаш”, “Соберите Венеру”.



Михаил Румянцев умер 31 марта 1983 года и был похоронен на Кунцевском кладбище. В 1987 году его имя было присвоено московскому Государственному училищу циркового и эстрадного искусства.

Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Технологии Blogger.

Подписка