Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

ГЕВОРГ VI ЧОРЕКЧЯН (1868-1954). ИДЕАЛИСТ




Геворг VI Чорекчян - виднейший общественный и церковный деятель. Католикос всех армян (с 1945 года). Прилагал усилия по воссоединению оккупированных Турцией армянских земель с Советской Арменией.
Католикос Геворг Чорекчян был глубоко народным лидером. Родился и вырос в семье простого армянского слесаря в Ростове-на-Дону. В девятилетием возрасте поступил в духовную семинарию родного города, продолжил учебу в семинарии Геворгян. Из Эчмиадзина он был направлен в Лейпциг, где окончил университетские курсы теологии, философии и даже консерваторию.
Став Католикосом всех армян в очень сложный для Армянской церкви период, Геворг Чорекчян был одним из идеологов послевоенной репатриации армян на родину и сближения Армении и диаспоры.



Сталин внимательно выслушал духовного предводителя армян, однако никаких обещаний давать не стал; он вообще не любил спешить с обещаниями. И теaм не менее, затронутый в ходе беседы вопрос его волновал уже не первый год. Расширение империи всегда входит в задачи каждого сильного монарха, тем более, если оно имеет место быть в узловом регионе мира. И еще одно обстоятельство занимало кремлевского Хозяина: присоединение новых земель к империи именно в этом случае объективно базируется на необходимом нравственном субстрате, столь недостающем аппетиту конкурентов - армянские земли отторгнуты (обстоятельство, которое великими державами не оспаривается!), и речь практически идет об их воссоединении.




Расчет местоблюстителя Католикоса всех армян был верным, главы государств - членов антигитлеровской коалиции уже разрабатывают схему будущего миропорядка, и Сталину очевидно необходимы дополнительные козыри в деле расширения своего влияния. Помимо прочего, к середине сороковых годов Верховный как-то уж совсем неожиданно обернулся лицом к религиозным институтам, наделив последних конкретными свободами. В Советской Армении это проявилось в форме возобновления деятельности Эчмиадзинской духовной семинарии, издания ре-
лигиозного журнала “Эчмиадзин”, возвращения Церкви раннее национализированных объектов, в том числе культовых-храмы Св. Рипсиме, Гегард, Хор-Вирап. К середине сороковых Сталин действительно связывал определенные планы с религиозными, особенно православными, институтами.
В апреле 1945 года он внимательно выслушал духовного предводителя армян, однако никаких обещаний давать не стал; Верховный вообще не любил спешить с обещаниями. Выпускника же Эчмиадзинской духовной семинарии, Лейпцигского университета и Лейпцигской консерватории, епископа Чорекчяна Сталин знал давно, в 1922-1927 годах именно он руководил грузинской епархией Армянской апостольской церкви. Да и в период Великой Отечественной войны епископ отличился при создании армянских танковых подразделений “Давид Сасунский” и “Генерал Баграмян”; диаспора, с благоговением относящаяся к Чорекчяну (в годы Геноцида он возглавлял Комитет по оказанию “Братской помощи” армянскому народу), не оставила его призыв без внимания; на вырученные от пожертвований диаспоры средства и стало возможным формирование легендарных подразделений. И тем не менее, Сталин определенно не спешил, хотя разработанный Чорекчяном план и импонировал его амбициям.





 

Впрочем, как знать, по крайней мере, уже в июне 1945 года после семилетнего “смутного времени” Армянская апостольская церковь приобретает в лице Чорекчяна нового Католикоса всех армян Геворга VI (его предшественника Хорена I Тпхисеци агенты НКВД убили в ночь на 6 апреля 1938 года; тогда же было репрессировано около 300 священников и ликвидировано более десятка церквей в Ереване). Именно он и обратится с посланием к главам CCCР, США и Великобритании с просьбой рассмотреть вопрос армянских земель. Послание это вызовет бурю ликования в среде рассеянной по миру нации. Есть основания полагать, что Сталин в итоге принял апрельское предложение Чорекчяна, однако обдумывал его долго; в политическом чреве жаркого лета 1945 года уже зарождался эмбрион холодной войны - атомная бомба внесла свои коррективы в первоначальные расчеты.
Два месяца обдумываний, видимо, стоили жизни армянской мечте. Определенная надежда вновь появится только в 1947 году, когда станет известно, что уже в обозримом будущем Советский Союз восстановит расшатанный баланс сил. И тем не менее, к моменту открытия в Нью-Йорке работы Всемирного армянского конгресса президент США Гарри Трумэн уже представил миру известную доктрину, разработанную вместе с Черчиллем; особым пунктом в ней значилась необходимость оказания военно-политической и финансовой поддержки Турции в связи с возможной “коммунистической агрессией”. Именно в 1947 году МВФ и МБРР в “спешном порядке” примут в ряды своих членов Турцию, а Вашингтон заключит с ней военное соглашение.


Всемирный армянский конгресс состоялся в Нью-Йорке 30 апреля - 4 мая 1947 года, в его работе принимали участие 715 делегатов из 22 стран и 31 церковной епархии. Цель форума - “возбуждение в условиях, создавшихся после Второй мировой войны, вопроса о возвращении захваченных Турцией армянских земель”. Перед началом работы будет зачитано знаменитое послание Католикоса всех армян Геворга VI и... обращение правительства Советской Армении; без дозволения Сталина руководство республики не могло официально поддержать усилия участников Конгресса. Впрочем, ситуация к этому времени действительно изменилась не в пользу армян; представитель Госдепартамента США заявит на форуме, что доктрина Трумэна “базируется именно на непоколебимости территориальной целостности Турции”. Примечательно, что уже в 1949 году Анкара вступит в Совет Европы, а в 1952 году станет полноправным членом НАТО.




Уже в 1948 году на Великом Соборе Русской православной церкви удрученный Геворг VI раскроет все свои карты: “Римско-католическая церковь выступает против репатриации армян в Советскую Армению и воссоединения захваченных Турцией земель. Верные сыны армянского народа и его Национальной Церкви, представители Эчмиадзинского Патриарха-Католикоса на чужбине самоотверженно отстаивают свое первородное святое право на религиозную свободу и национально-религиозную независимость. Коварным и вековым врагом идеала универсального духовного общения была и ныне остается Римско-католическая церковь с принципом: “вне Римско-католической церкви нет вечного спасения”, с политикой автократической исключительности, с духом слепой нетерпимости, с кощунственной догмой непогрешимости ватиканского властелина, с иезуитской моралью - “цель оправдывает средства”, с индульгенцией и инквизицией, с индексами и силлабусами и с антихристианскими претензиями на универсальное церковное господство. Крупнейшему в мире землевладельцу и банкиру нужны нищенствующие и бесправные массы для религиозного прозелитизма. Эти массы нужны и магнатам - королям нефти на Ближнем Востоке. Поэтому, борьба с Римско-католической церковью - морально-религиозный долг каждого истинно верующего христианина и всякой церковно-религиозной общины”.
Есть сведения о том, что отдельные определения из выступления Католикоса пришлись не по нраву Иосифу Сталину. Так оно или нет, сказать затруднительно, однако уже в 1949 году была снесена самая большая ереванская церковь Св. Григория Просветителя.

Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Технологии Blogger.

Подписка