Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

НЕПРИНЯТЫЙ РЕАЛИЗМ ГЮСТАВА КУРБЕ




10 июня 1819 году родился знаменитый французский художник, один из основателей реализма Гюстав Курбе. Выставки его картин постоянно сопровождались громкими скандалами: стремление художника максимально правдиво изображать жизнь во всей ее неприглядной наготе приводило к обвинениям Курбе в излишнем натурализме и прославлении безобразного. Его стиль называли ню-реализмом, реалистичной эротикой и т. п. Живопись Курбе вызывала возмущение и рядовых горожан, и даже императора.


Гюстав Курбе. После обеда в Орнане, 1849

Л. Вентури писал, что ни один художник не вызывал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но ни один не оказал такого влияния на живопись ХIХ в., как он. Гюстав нарушал все традиционные каноны искусства, возвеличивая обыденные темы. Так, картина “После обеда в Орнане” показалась публике дерзостью, так как изображала повседневную сцену, не заслуживающую того, чтобы стать увековеченной: на ней художник, его отец и другие два земляка слушают музыку, сидя за столом.
 
Гюстав Курбе. Похороны в Орнане, 1850

Бурю негодования вызвала и картина “Похороны в Орнане”, на которой изображены 47 фигур жителей Орнана в натуральную величину. Эту работу назвали клеветой на провинциальное общество и обвинили автора в прославлении безобразного: “Этот человек переходит все допустимые границы, обрушиваясь в “Похоронах в Орнане” на устои семьи, религии, общества. Он швыряет картину вам в лицо, да так, что невозможно уклониться. Подумайте только - 20 метров густо записанного полотна, 50 пьяных рож, гигантизм безобразия!”. А Курбе всего лишь изобразил людей такими, какими он их видел: “Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми”, - объяснял он.


Гюстав Курбе. Купальщицы, 1853 

Но настоящий скандал разразился в 1853 году, когда в Салоне была представлена работа Курбе “Купальщицы”. За день до открытия Салона его посетил император Наполеон III. Когда он увидел эту картину, его возмущению не было предела: объемы и пропорции изображенной на ней нагой женщины выходили за рамки приличия. Разгневанный император в сердцах ударил по “Купальщицам” хлыстом. Что же так рассердило Наполеона III?



Гюстав Курбе. Виолончелист. Автопортрет, 1847 

Дело в том, что “Купальщицы” нарушили сразу несколько общепринятых правил. Нагая женщина выглядела чересчур реалистично. Учитывая то, что до этого обнаженная натура могла появляться лишь в картинах на мифологические темы, а нагота и позы персонажей должны были быть мотивированы сюжетом, нагота купальщицы показалась вульгарной, грубой и ничем не оправданной. Кроме того, ее поза напоминала позу, характерную для Марии Магдалины, когда ее изображали в момент встречи с воскресшим Христом. В таком контексте трактовка Курбе выглядела просто кощунственной. К тому же вытянутая рука женщины подразумевала какой-то диалог, ответное действие, но на картине ничего не происходило, создавалось впечатление, что сюжет в ней вообще отсутствует, и зрители чувствовали себя обманутыми.



Гюстав Курбе. Женщина в волнах, 1868 

Шокирующий реализм Курбе проявлялся и в натуралистичности деталей: многих посетителей выставки возмутила не очень чистая накидка на бедрах купальщицы и грязные ноги сидящей женщины. После этого на виртуозно написанный пейзаж уже никто не обращал внимания, равно как и на другие достоинства картины.

Гюстав Курбе. Спящая обнаженная, 1862 

Ну и главное, что возмутило Наполеона III: обнаженная женская фигура должна была обладать классическими пропорциями, искажение которых воспринималось как гротеск. А Курбе был поклонником очень пышного женского тела. Один из критиков написал, что при виде такой красоты даже крокодил лишился бы аппетита, а Проспер Мериме заявил, что вид столь вульгарной плоти полностью отвращает его от любви.




Гюстав Курбе. Женщина с белыми чулками, ок. 1861 

Императрица Евгения перед этим рассматривала картину Р. Бонер “Лошадиная ярмарка”, на которой был изображен конь-тяжеловоз першеронской породы. Увидев обнаженную купальщицу, она воскликнула: “Это тоже першеронка?”. Наутро публика штурмовала двери галереи - все хотели увидеть “першеронку”, которую со скандалом отхлестал император. Ежедневно около 200 человек посещали выставку только ради этой картины.



  Гюстав Курбе. Спящие,1866 

И сегодня работы Курбе не теряют своей популярности.

Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Технологии Blogger.

Подписка