Здравствуйте, уважаемый посетитель!

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка - коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

ПОЧЕМУ ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ ВЫБРОСИЛ ТУРЕЦКИЕ ОРДЕНА?

   

29 июля 1817 года у феодосийского купца Геворка и его 
жены, вышивальщицы Рипсимэ, родился сын.
В метрической книге армянской церкви Сурб Саркис он был 
зарегистрирован так: “Ованнес, сын Геворка Айвазяна”. Хотя 
к тому времени отец уже вовсю писал свое имя на 
польско-русский манер - Константин Гайвазовский.
 Сын пошел дальше и стал называть себя Иваном Айвазовским.


Хаос в Европе
При нем на русском троне сменилось пять императоров. Которые, к слову, отмечали талант художника, осыпая его чинами, наградами и просто деньгами. Так, Николай I заявил: “Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною!” Его правнук Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника. По табели о рангах и по характеру деятельности - Айвазовский числился живописцем Главного морского штаба, что соответствовало адмиралу.



Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город. 1880. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Разумеется, официальное признание было не только со стороны высшей власти. Николай Гоголь в 1841 годй весьма иронично заявляет: “Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане! И ведь что обидно, подыми я в Ватикане хаос, мне бы в шею за это дали, писаке, а Ване Айвазовскому дали золотую медаль...” “Ване Айвазовскому” всего лишь 24 года. Это его первое путешествие за границу. А речь идет о полотне “Хаос” на ветхозаветный сюжет о сотворении мира, которое произвело такое впечатление на папу римского Григория XVI, что он пожелал приобрести его для галереи Ватикана. Ажиотаж, кстати, возник не только в Ватикане. Вот что сообщает “Художественная газета” о заграничном дебюте живописца: “В Риме на художественной выставке картины Гайвазовского признаны первыми. Они наделали столько шуму в столице изящных искусств, что залы вельмож, общественные сборища и притоны артистов оглашались славою новороссийского пейзажиста; газеты гремели ему восторженными похвалами...”



И.К. Айвазовский - "Хаос. Сотворение мира”.

Заметим - фурор произвели всего лишь четыре работы, которые молодой Айвазовский тогда выставил в Риме. Так что заграничную поездку, на которую он имел право как выпускник Петербургской императорской академии художеств, можно было признать удавшейся.
Но художник жаждал продолжения. И собрался... в Лувр. Правда, ехать было не с чем - привезенные в Европу картины уже нашли щедрых покупателей. Однако на запрос о продлении европейской стажировки ему ответили: “Г-ну Айвазовскому дозволяется выставить несколько больших картин с морскими видами (которые он сейчас пишет) на имеющей быть в Париже выставке и самому там провести несколько месяцев”.


Не только Рим и Париж
Удивительно насколько сильно в этом человеке переплетались страсть к путешествиям по свету и любовь к родине. Где он только не бывал! Таможенники вклеивали в его паспорт дополнительные страницы. В его заграничном паспорте значилось 135 визовых отметок. 


 Вид Константинополя. 1849. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый 
музей-заповедник “Царское Село”, Пушкин 


Он побывал в самых красивых странах и городах планеты, но  любимым пристанищем во время путешествий был Константинополь. Из всех городов он прославлял только его - дивный город на Босфоре.

Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе. 1846. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый 
музей-заповедник “Петергоф”.

Впервые в столице Османской империи он побывал в 1845 году. С тех пор он возвращался сюда снова и снова. Точное число картин, посвященных видам Константинополя остается неизвестным. Предположительное число - около 100.

Пощечина султану
Однажды турецкому султану Абдул-Азизу подарили одну из картин Айвазовского. Султан пришел в полный восторг и заказал художнику серию видов Босфора. Айвазовский счел, что таким образом может способствовать налаживанию взаимопонимания между турками и армянами, и принял заказ. Он написал для султана около 40 картин. Абдул-Азиз был настолько доволен работой Айвазовского, что наградил его высшим турецким орденом “Османие”.



Вид Константинополя и Босфора. 1856. Частное собрание

Впоследствии Айвазовский получил из рук турецкого владыки еще несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (так называемый Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами кисти Айвазовского.
Однако, когда в 1890-х годах султан Абдул-Гамид устроил погромы, жертвами которых стали сотни тысяч армян, возмущенный Айвазовский поторопился избавиться от всех османских наград.
Нацепив на ошейник дворового пса все турецкие ордена, он прошелся по улицам Феодосии. Говорят, будто бы к процессии присоединился весь город. В окружении огромной толпы, Айвазовский направился к морю. Вскоре он забрался в лодку, и, отойдя на достаточное расстояние от берега, поднял сияющие ордена над головой и швырнул их в море.
В этом жесте было все - и темперамент, и презрение к благам земным, и личная позиция большого художника.
Позже он встретился с турецким консулом и сказал, что его “кровавый повелитель” таким же образом может поступить с его картинами, художник об этом не пожалеет.
 

 Ночь. Трагедия в Мраморном море. 1897. Частное собрание
 
Раздосадованный агрессивной политикой турок, Айвазовский пишет несколько картин в поддержку армян, изображающих жестокие преступления турок против его народа. Они неоднократно выставлялись на самых престижных выставках Европы. Все средства от продажи картин он направлял на помощь армянским беженцам. Иван Константинович не ждал помощи от правительства или городской администрации, он встречал беженцев на въезде в Феодосию и предлагал им поселиться на его земле, снабжая на первое время деньгами.  “Стыдно отворачиваться от своей народности, тем более такой маленькой и угнетенной”, - говорил Иван Константинович.

Поиск по этому блогу

Поиск

КОНТАКТЫ

Яндекс.Метрика

Постоянные читатели

Технологии Blogger.

Подписка